Шамбхави-мудру, описанную во многих йогических текстах, сейчас часто понимают достаточно упрощенно – как сведение глаз в межбровье во время выполнения некоторых асан, мудр или крий. Меж тем эта великая мудра восхваляется в текстах как самая высшая, она сравнивается с Видьей (высшим знанием) или Шакти (силой Богини), которая малодоступна и является тайной всех тайн. Это знание – спасительное и дарующее освобождение, поскольку является знанием самого Шивы. Давайте подробнее рассмотрим эту мудру.
В «Хатха-йога прадипике» сказано:
Когда сознание [сосредоточено] внутри (на внутренней лакшье), а взгляд, не моргая, направлен вовне – это желанная Шамбхави-мудра, сокрытая в Ведах и Шастрах». [4.36]
Когда йогин пребывает с читтой и праной, поглощенными внутренней лакшьей, смотрит неподвижным взглядом вовне, но на самом деле ничего не видит, – это воистину известно как Шамбхави-мудра. Полученная по милости Гуру, она [приводит] к состоянию вне двойственности и недвойственности (шунья-ашунья-вилакшана), пульсации истинной реальности лотосных стоп Шамбху (Шивы). [4.37]
Другой натховский текст, «Аманаска-йога», дополняет:
Эта мудра – образ Адишакти Умы, она возникла из меня. [2.11]
Шамбхави – это имя Богини Умы, супруги Шивы, которого иначе называют Шамбху. Поэтому сказано «она возникла из меня». Сутью любой мудры является пратибимба, отражение (света сознания в форме). Шива смотрит на Шакти и видит отражение своего величия, но также и Шакти смотрит на Шиву, погружается в него. Тогда она становится Шамбхави. Таким образом, Шамбхави-мудра есть направленность на Шиву, погружение в этот бесконечный совершенный покой. Корень शम् śam, от которого происходят слова Шамбху и Шамбхави, означает «отдыхать», «остановиться», «быть спокойным/удовлетворенным». В этом покое растворяются все колебания, вы погружаетесь в состояние, где «сияет высшая реальность Шивы, которую нельзя описать как пустоту или полноту» [Горакша-вачана санграха, 122]. Это состояние вне двойственности и недвойственности, иначе у натхов оно называется двайта-адвайта-вилакшана.
Когда говорится, что мы направляем немигающий взгляд вовне, то он немигающий и неподвижный, потому как исходит из Атмана, который неизменен. То есть смотрит ваше чистое сознание. Это не просто «свести глаза в межбровье», важно исходное состояние, в котором эта практика выполняется. Кстати, межбровье (бхрумадхья) далеко не всегда упоминается при описании Шамбхави-мудры, поэтому это может быть просто взгляд, который одновременно видит и не видит внешнюю реальность. Точнее будет сказать, что в этой мудре вы видите только Шиву и внутри и снаружи одновременно. В таком исполнени эта мудра фактически является аналогом Кхечари- или Бхайрава-мудры.
Взгляд в межбровье может хорошо помочь на начальных этапах практики этой мудры, потому как вы сводите глаза в одной точке, а глаза связаны с каналами ида и пингала, с луной и солнцем. Межбровье – «третий глаз» – связано с огнем, с сушумной, и получается, что вы соединяете луну и солнце, направляя прану в сушумну. Если сушумна становится активной, то происходит поглощение в ней, это как раз та необходимая поглощенность читты и праны, о которой сказано в текстах. Там говорится о внутренней лакшье, лакшья в данном контексте означает нечто Высшее, на что вы медитируете. Внутренней лакшьей может быть сушумна, Атман, свет истинного Я, звук Нада.
Commenti